А виноват ли капиталист?

Вас никогда не удивляло желание окружающих всем рассказать про то, что они едят только “натуральные” торты по 3000 рублей, майки с огромными буквами D&G на груди и кредитные BMW на последние гроши?

А все на самом деле довольно просто, хотя и не очень весело. Психологами установлен интересный факт в плане мотивации людей по уровню жизни (и всего, что с этим связано – зп и тд). Абсолютное большинство людей рано или поздно успокаивается и перестает стремиться подниматься, находя свой достаточный уровень жизни. Ключевой вопрос же этого уровня совсем не в уровне как таковом, а в его сравнении с уровнем соседа. Вполне достаточно, что твоя зарплата вдвое выше, чем у соседа – жизнь удалась, и наступает глубокое внутреннее удовлетворение.

Но все было бы слишком просто, не будь человек животным социальным и демонстративным. Каким же образом можно судить о том, что сосед живет хуже и потому твоя жизнь удалась? В деревне просто, у соседа коровы нет, домишко покосившийся, сортир во дворе. А что делать в городе, где все живут в одинаковых квартирах и скота нет как мерила успеха?

И наступает время демонстративного потребления. Надо продемонстрировать соседу, что ты живешь лучше него. И вот тут раскрывается секрет почему мы вообще слышим про “натуральные” торты по 3000 рублей. Ведь даже верь ты, что только такие есть можно, и имей возможность их есть хоть каждый день, но пока сосед об этом не знает – нет чувства внутреннего удовлетворения. И мы слышим об этом, хотя никого не спрашивали. У соседа кредитный Форд Фокус, причем что Фокус, что кредит брался из расчета, чтобы не напрягать финансово. А я возьму БМВ! Черный! И все равно, что даже на резину зимнюю уже денег не хватает, а сам я буду считать за счастье тушенку к дошираку. Зато все теперь знают, что я живу лучше и могу себе позволить БМВ!
Золотые ботфорты, майки с D&G – все ровно оттуда же. Демонстративное потребление. Я выше окружающих, но доказываю прежде всего себе. Постойте. Ведь сосед может купить такую же майку и снова мы на равных? И вот возникает порочный круг внешней мотивации демонстративного потребления.

Нас не учит демонстративному потреблению телевидение и реклама, нет злобного замысла капиталистов. Это отражение внутреннего мира человечества. Другого человечества у меня для вас нет.