Travel guide. Багаж.

Все началось полтора года назад, с моим приходом в международную компанию. Командировки, самолеты, паспортный контроль и таможня… Набив шишек за 250 000 км и более 150 взлетов-посадок я решил поделиться накопленным опытом. Как правильно выбрать багаж, как быстро пройти контроль и не потерять время впустую в аэропорту и так далее. Иными словами, как с минимальными усилиями и затратами времени, нервов и денег добраться из пункта А в пункт Z, миновав по дороге все остальные буквы алфавита.

Начнем с начала, т.е. с того, куда же вы собираетесь положить все ваши вещи при поездке – с чемоданов, сумок и рюкзаков.

Чемоданы можно разделить на две больших категории – которые можно взять на борт большого лайнера, и которые придется сдавать в багаж. Почему я говорю о большом лайнере – есть самолеты поменьше, как например Bombardier CRJ, работающие на региональных линиях, туда ваш багаж просто физически не поместится, хотя прекрасно себя чувствует в Boeing 737 / Airbus 319, самых маленьких «больших» лайнерах. Чтобы не сдавать сумки в багаж, вылетая на мини-самолете типа CRJ вам потребуется специальная мини-сумка на колесиках, высотой около 40 см.

Если же говорить об основных международных рейсах и популярных внутренних, то они обслуживаются «большими» лайнерами и там места под «ручную кладь» больше. Поэтому зайдя в магазин сумок и чемоданов можно на некоторых увидеть бирку «carry on luggage», что означает – поместится в полку над головой в Airbus и Boeing. Обычно это размер 21 дюйм (21″) и меньше.

Тем не менее, приготовьтесь к тому, что даже «разрешенный» чемодан та или иная авиакомпания может заставить сдать в багаж.

Современные чемоданы практически все оснащены колесами и делятся на два вида – на 2х колесах и на 4х колесах. 2х колесные чемоданы обычно немного дешевле, но для перемещения  необходимо их в обязательном порядке наклонить и принять в руки часть веса. 4х-колесные же катятся практически сами по себе, при минимальном усилии со вашей стороны. Буквально с первых поездок я оценил их удобство и обзавелся 4х колесными чемоданами Samsonite размера 21 и 24 дюйма, как раз «кабинного» и «багажного» размера. Есть еще 28 и даже 29 дюймовые, но они предназначены скорее для семейного отдыха, на одного человека 24-дюймовый более чем достаточен. Ну а встреча с CRJ на рейсе Москва-Нижнекамск убедила меня в неоходимости еще одной сумки, которой стала Swissgear (Wenger) Patriot, купленная к тому же в магазине Lufthansa в аэропорту за баллы (о бонусных программах далее).

Image

Количество колес у чемодана косвенно влияет еще на один пункт – надежность, в особенности если чемодан недорогой и сдается в багаж. По отзывам друзей и знакомых, связанных с авиаперевозками – после погрузки/выгрузки багажа из самолета плечистыми мужиками зачастую некоторое количество колес остается на поле, а некоторое количество чемоданов соответственно калеками. Двухколесные более защищены от данной напасти, их колеса чаще всего утоплены в контуры самого чемодана и минимально выступает за его пределы. 4х колесные же при всем их удобстве для пассажира себе подобной защиты позволить не могут – необходимо, чтобы все 4 колеса вращались в любом направлении, и потому они сильно выступают за контуры чемодана.

ImageImage

Помимо количества колес есть еще разница в материале, прочный синтетический текстиль с жесткой рамой или пластик. Тут достаточно просто, тонкий пластик имеет минимальный вес, текстиль более устойчив к броскам и падениям, плюс чаще всего чемодан с текстильными стенками имеет возможность небольшого увеличения объема за счет дополнительной застежки-молнии.

Image

Закрывать чемодан, сдаваемый в багаж, на замок или заматывать его в пленку? Или ничего не делать? Из тех нескольких полетов, что мой багаж был в незапертом виде – из него не пропало ничего, но безусловно гарантий никто не даст, и грузчиками в аэропортах работают не кристально чистые люди и не от хорошей жизни. Если мы говорим о большом аэропорте с хорошим трафиком, то у грузчика будет буквально несколько секунд на ваш чемодан, и даже минимальное препятствие в виде замка может переключить внимание на другую, более доступную цель. С другой стороны, если есть желание, то даже при максимальных мерах безопасности найдут возможность что-то «потерять». Так же и с пленкой, она вряд ли кого-то всерьез остановит, тем более, что избавиться от нее те же 10-15 секунд, и потому она скорее скажет вам, вскрывался ли чемодан.
Но помимо грузчиков есть еще люди, чья задача иногда вскрывать и досматривать багаж – таможенники и службы безопасности. В правилах авиаперевозок в США, например, четко говорится, что если чемодан будет закрыт на замок, не одобренный в TSA (Transport Security Agency), т.е. у сотрудника безопасности не будет от него мастер-ключа, то  чемодан может быть вскрыт для досмотра с использованием в том числе повреждающих методов. Поэтому мой совет – при полете в США убедитесь, что на замке для чемодана у вас есть логотип TSA.

Image

Перед выбором чемодана(ов) для поездки обязательно проверьте условия перевозки и уточните, сколько мест багажа (и ручной клади) и килограммов вам разрешено провозить. Чем бюджетнее авиаперевозчик, тем строже условия и тем строже за ними следят, а вы можете внезапно оказаться перед выбором: заплатить 200 долларов за перевес или просто выбросить чемодан вместе с содержимым прямо в аэропорту. И не забудьте, этот перевес вы заплатите еще раз, на обратной дороге. Для элитных бонусных статусов (см. о бонусных программах) и бизнес-класса обычно бесплатно разрешается провозить на 1 место и 20кг больше багажа. Стандартные условия экономического класса (различаются для различных авиаперевозчиков, но в среднем примерно так): 1 место багажа до 20кг, одно место ручной клади до 8кг + ноутбук (с сумкой для него).
Аэрофлотом обычно я совершенно спокойно беру с собой (и брал до золотого статуса) в кабину 21-дюймовый чемодан с вещами и 10-12кг рюкзак с ноутбуком и кучей электроники. Уральские авиалинии же заставили меня сдать этот чемодан в багаж, потому что «в их аэробус» он не влезет. В Аэрофлоте в Airbus 320 он влезает, а в Уральских нет. Впрочем, он бы действительно не влез, рейс был чартерный и народу в уплотненном варианте посадки набили на манер кильки в бочку.

Если вы еще не привыкли к поездкам и не помните назубок, что именно разрешается провозить с собой в ручной клади, а какие предметы вынудят вас сдавать чемодан в багаж – проверьте прямо по списку, что вы берете с собой, а что собираетесь взять в обратный путь (сувениры, вино, иные предметы) на соответствие правилам и согласно этому планировать. Не забывайте никогда о локальных инициативах различных государств и даже аэропортов, которые иногда не поддаются никакой логике. Например, у меня есть купленный в США маникюрный набор, который никогда ни у кого не возбуждал подозрений, ни в России, ни в Европе, ни в США, и я всегда брал его с собой в кабину. Но в Киевском аэропорту Борисполь оказывается не делают различий между миниатюрными маникюрными ножницами и хозяйственными с лезвиями по 15 см, и требуют либо выбросить набор в мусор на контроле безопасности, либо вернуться назад и сдать чемодан в багаж.

Для людей часто летающих будет очень полезной отдельная сумочка для документов и посадочных талонов, которую можно повесить на шею. В любой момент все документы под рукой, и при этом не мнутся в карманах, а в самолете ее просто убрать в основную сумку.

ImageImage

Продолжение следует…